Немедикаментозное лечение деменции

Немедикаментозные методы представляют собой важную составную часть лечения при деменции. Их цель  —  ослабить влияние поражения головного мозга на повседневную деятельность и качество жизни пациента.

Чтобы достичь цели, мероприятия должны быть адекватными степени тяжести заболевания и отвечать по­требностям пациента и его близких. Временное улучшение различных функций возможно как на ранних, так и на поздних стадиях БА.

В терапевтический репертуар вклю­чаются не только стандартные методы психо- и социотерапии, но особенно различные поведенческие приемы, осуществляемые окружающими и уха­живающими лицами, которые основа­ны на очень простых принципах.

Необходимо учитывать узкий круг адаптационных возможностей пациента с деменцией: с одной стороны, даже очень небольшие изменения условий внешней среды могут оказать влияние на когнитивные функции, с другой стороны, слишком высокие требования быстро приводят к развитию стресса.

лечебные мероприятия

Когнитивная реабилитация

Тренировка памяти

Целенаправленный когнитивный тре­нинг («тренировка памяти»), как правило, показан лишь при деменции легкой степени, так как он предполагает сохранную способность к вос­приятию информации и понимание инструкций, которые на поздних ста­диях бывают уже утрачены. Формы тренинга, направленные на наиболее сильно пораженную декларативную домять, редко приносят успех. Положительных результатов следует ожидать, прежде всего, от мероприятий, направленных на конкретные аспек­ты повседневной активности и охватывающих сразу несколько мишеней воздействия (зрение, речь, чувстви­тельность, двигательные упражне­ния). После окончания тренировки пациенты в большинстве случаев быстро забывают выученное, поэтому определенный уровень способностей можно поддерживать в течение неко­торого времени только с помощью по­стоянных упражнений.

Ориентация в реальной обстановке

Способности пациента ориентиро­ваться в окружающей среде в течение длительного времени придавалось большое значение. Для того чтобы больной деменцией в течение суток был ориентирован в окружающей об­становке, она должна быть организо­вана таким образом, чтобы он посто­янно был обеспечен ориентирую­щей информацией. Это достигается с помощью зрительных и слуховых «напоминаний», точек опоры, а так­же активно ориентирующего пове­дения ухаживающих лиц. Кроме того, несколько раз в неделю рекомендует­ся проводить специальные групповые «уроки информации», во время кото­рых каждый раз заново пациенту помогают ориентироваться в собствен­ной личности, времени и месте.

Положительные результаты дости­гаются, прежде всего, с помощью по­стоянной целенаправленной ориенти­ровки пациента в реальной обстанов­ке: улучшаются способность пациента к ориентации, социальные контакты и взаимодействия, что происходит не в последнюю очередь вследствие бо­лее частого общения с ним ухаживаю­щих лиц. Сами по себе групповые занятия способствуют исключительно «вербальной» ориентации, не влияя на нарушения поведения и проблемы с ориентацией в обстановке. Однако даже при взаимодействии обоих принципов тренировки продолжительный эффект от нее отсутствует. Кроме того, слишком настойчивое, меха­нистическое «удержание» пациента в окружающей реальности понижает его самооценку.

Тренировка, направленная на ориен­тацию пациента с деменцией в окру­жающей обстановке, во всех случаях имеет большое значение на ранних стадиях заболевания как компонент комплексной терапии. У пациентов с тяжелой деменцией, находящихся в социальных учреждениях, подобные упражнения нецелесообразны.

Биографические методы

Так называемые биографические ме­тоды основаны на том, чтобы под­держивать как можно дольше все бо­лее стирающиеся из памяти больного воспоминания о его жизни, использо­вать их в качестве фундамента для его самоидентификации. При подобном «лечении воспоминаниями» точками опоры служат, например, фотографии, отрывки из музыкальных произведе­ний и песни, а также давно известные пациенту ароматы и блюда.

Именно у пациентов с БА значи­тельно нарушена ориентация в соб­ственной личности. Терапия, направ­ленная на «поддержание личности», представляет собой сочетание «лече­ния воспоминаниями» и валидации, с помощью усиления собственного «я» пациента улучшаются его когни­тивные возможности и одновремен­но уменьшаются частота и выражен­ность некогнитивных проявлений за­болевания.

Эти методы наиболее подходят для па­циентов с деменцией, находящихся дома, под наблюдением близких род­ственников.

Спасательные якоря

Валидация

Валидация («уважение к личности») не основана на когнитивных методах, а ставит в центр внимания действи­тельность, реальность внутреннего мира пациента. Она может быть эффективна, прежде всего, у очень по­жилых пациентов. Ощущения, о которых сообщает пациент, должны быть распознаны и восприняты как на вербальном, так и невербальном уровне. Невербальная коммуникация  — прикосновения, улыбки, контакт с помощью взгляда, тембр голоса  —  приобретает на поздних стадиях заболевания все большее значение.

Биографические методы и принцип валидации показаны и в форме груп­повой терапии, если участники группы находятся на одной и той же стадии заболевания. Положительным эффектом являются при этом, в том числе, ощущение причастности больного к группе и улучшение коммуникации.

Поведенческие методы лечения

Один из важнейших принципов при лечении пациентов с деменцией и поддержке их родственников  —  помочь им выявлять и осуществлять, еще сохранившиеся возможности больного и не ограничиваться попытками преодоления утраченных.

Пациента все время следует настраивать так, чтобы положительные эмоции и приятные ощущения выходили на первый план.

Методы поведенческой терапии особенно успешны при депрессии, но способствуют также и уменьшению агрессии.

Терапевтическая среда

Терапевтической среде придается в настоящее время большое значение. Мероприятия в рамках этого метода лечения сопровождают пациента с деменцией в течение всего дня. В соответствии с принципом комплексности (целостности) условия для деятельности пациента создаются с учетом его сохранных и утраченных возможностей. Оптимальная для пациента среда обитания должна создаваться на основе оценки стадии заболева­ния и индивидуальных потребно­стей. Так, на ранних стадиях рекомен­дуется способствовать повышению повседневной активности пациента и применять креативные методы лече­ния; при прогрессировании заболевания следует активизировать телесные ощущения с помощью базальной стимуляции.

В идеале требования терапевти­ческой среды должны учитываться уже на этапе планирования строи­тельства социальных учреждений. Принципиальное значение имеют также социальные аспекты, такие как об­учение и стимулирование ухажива­ющего персонала, а также избежание перегрузок (например, с помощью частичной занятости, постоянной возможности отдыха под наблюдением специалистов).

Воздействие окр. среды

Нортриптилин
Нортриптилин (Nortriptyline) — инструкция по применению препарата Что такое Нортриптилин ? Нортриптилин является трициклическим... __
Дезипрамин
Дезипрамин (Desipramine) — инструкция по применению препарата Фармакологическое действие Трициклический антидепрессант, производное... __
Неулептил
Неулептил® (Neuleptil®) — инструкция по применению препарата Лекарственная форма: капсулы. Состав В одной капсуле содержится:активное... __
Хлорпротиксен
Хлорпротиксен (Chlorprothixene) — инструкция по применению препарата Фармакологическая группа вещества Хлорпротиксен НейролептикиКод CAS: ... __
Левомепромазин
Левомепромазин (Levomepromazine) — инструкция по применению препарата Фармакологическая группа вещества Левомепромазин НейролептикиКод... __
Аминазин
Аминазин (Aminazine) — инструкция по применению препарата Фармакологическая группа: Нейролептики Состав и форма выпуска1 мл раствора для... __