Когнитивные нарушения — это субъективные или объективно диагностируемые ухудшения когнитивных функций, таких как память, внимание, мышление, если сравнивать с исходным уровнем или средними показателями. Причиной таких нарушений являются органическая патология головного мозга и сбои в его функциональной работе, что достаточно негативно отражается на учебной, профессиональной и социально-бытовой деятельностях.
Когнитивные нарушения относят к одному из разновидностей нервно-психических расстройств, они затрагивают как эмоциональную сферу, так и поведенческую.
Стоит отметить, что когнитивные, эмоциональные и поведенческие расстройства непосредственно связаны друг с другом: эмоциональная составляющая регулирует эффективность когнитивной деятельности, а нарушения познавательных функций, в свою очередь, влияют на эмоциональный фон и поведение пациента. Также органические изменения мозга отвечают за формирование всех видов расстройств.
Выделяют следующие наиболее часто встречающиеся эмоциональные и поведенческие нарушения при органической патологии мозга:
- депрессивные расстройства (общий сниженный эмоциональный фон, ангедония);
- апатичность (ослабление мотивации и инициативности, продуктивной деятельности);
- тревожность (беспричинный страх, напряженность, с которыми часто сопутствуют такие вегетативные симптомы, как тахикардия, потливость, частое мочеиспускание и так далее);
- агрессия и раздражительность;
- непродуктивная двигательная активность;
- нарушения сна (прерывистый сон с пробуждениями, сонливость днем, бессонница);
- изменение пищевого поведения (отсутствие или усиление аппетита, включительно и к несъедобным предметам, изменение пищевых пристрастий, постоянное жевание, причмокивание);
- отсутствие критики к своему состоянию, неуместное поведение;
- бред и галлюцинации.
Когнитивные расстройства (КР) вместе с другим психическими и неврологическими нарушениями являются показательными, а зачастую и единственными симптомами органических нарушений головного мозга. В действительности, любая травма головного мозга может быть причиной различных КР. Как правило, группа риска — это люди в возрасте. Причинами КР являются в таком случае инволютивные изменения в структурах мозга, на этом фоне и происходят нервно-психические нарушения.
Для того, чтобы оценить когнитивные расстройства, необходимо брать в расчет следующие показатели: тяжесть заболевания, качественные характеристики, место нахождения и уровень повреждения, степень развития и характер протекания. По степени тяжести КР разделяют на тяжелые, умеренные и легкие. Данная информация помогает диагностировать расстройство и назначить грамотное лечение в дальнейшем.
Тяжелые когнитивные расстройства (ТКР) — это стойкие нарушения КФ, выраженные настолько сильно, что затрудняют или делают невозможным ведение полноценной жизни. К ним причисляют деменцию, делирий, депрессивную псевдодеменцию и так далее.
Умеренные когнитивные расстройства (УКР) — это расстройства в одной или нескольких сферах, которые выходят за рамки нормы, но не препятствующие самостоятельности пациента в обычной жизни. УКР вызывают трудности при изучении новых видов деятельности, усваивании неизвестной ранее информации.
Легкие когнитивные нарушения (ЛКР) — нарушения когнитивных функций, которые находятся в рамках нормы, либо незначительно отклоняются. ЛКР не несут негативного воздействия на повседневную жизнь пациента, но общее качество жизни несколько снижается.